Титарева Наталья Сергеевна, учитель-дефектолог

Сообщение на вебинаре учителей-дефектологов г. Липецка 24.05.2021г.


Визиобук – эффективная форма организации  коррекционно-развивающей предметно-пространственной  среды в практике  реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном учреждении.
      Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказало значительное влияние на развитие деятельности ДОУ. Повышены требования  к качеству дошкольного образования, что положительно  влияет  на его развитие и на его результаты.      Согласно ФГОС предполагается «разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». [1,с.7]     Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», то ряд действующих методик и технологий  педагогам необходимо  анализировать и перевести с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет представлен в игровой увлекательной форме.      ФГОС ориентирует педагогов на  всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.  На практике важно осуществлять  игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных  методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный подход,  нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Особенно это актуально в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.      Реализация коррекционно-развивающей области посредством инновационных технологий  позволяет детям с нарушением зрения согласно ФГОС «освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорноперцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; «деффицитарность функций» [1, с.133]       С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей, одним из которых является создание коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды.       В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Организация коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения  во многом зависит от того, насколько целесообразно сформирована   коррекционно-развивающая предметно-пространственная  среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Совершенствование содержания педагогического процесса не может быть оторвано  от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.      Требования  ФГОС к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной  среды   для детей с нарушением зрения предполагает использование  «дидактического материала и средств наглядности, отвечающих их особым образовательным потребностям». [1, с.141]      Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима сенсорно насыщенная  коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда, способствующая как развитию зрительного восприятия, так и сохранных анализаторов.    Одной из  альтернативных форм представления дидактических  материалов детям с нарушением зрения,  разработанной учителями-дефектологами ДОУ №89, с целью  совершенствования коррекционной деятельности, является визиобук - интерактивная книга по развитию зрения.     Визиобук – это конкретизированный и коррекционно-адаптированный  вид лэпбука. Так же как лэпбук, визиобук - яркая многофункциональная книга с кармашками, окошками, подвижными деталями.  Информация размещена в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, креативно оформляется, используя всевозможные цвета и формы.    Важно что,  визиобук,  согласно специальным  требованиям к коррекционным пособиям,   представлен яркими цветными и рельефными изображениями, информативными контрастными иллюстрациями, не перегруженными второстепенными деталями, с применением различного фона, комфортного для рассматривания объектов.   Таким образом, разработанный учителями-дефектологами визиобук – это эффективное коррекционное дидактическое пособие для развития зрительных функций  и сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.     Визиобук – это  отличный способ индивидуально закрепить определенную тему с детьми  с ослабленным зрением,  провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.    Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Информация в данном пособии представлена в дифференцированной форме в соответствии с диагнозами детей.     Визибук хорошо подойдет для занятий как индивидуально, так и в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания каждому по уровню развития (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.).     Визиобук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Дошкольникам с нарушением зрения нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!      Визиобук «В гостях у Совушки-совы» представляет собой занимательные путешествия детей по разноцветным страничкам интерактивной книги с увлекательными заданиями.    На голубой страничке детей встречают  «птички-сестрички»  и предлагают выполнить упражнения по развитию цветовосприятия:• «Теремок» - соотнесение по цвету (размещение птичек  по кармашкам-окошкам);• «Какая птичка улетела из домика»  - развитие зрительного внимания с опорой на цветовые    сигналы (занимательные задания  в  форме книжки-раскладушки);• «Кто прилетел в домик?» - закрепление знаний цветов радуги (раскладывание цветных лент в соответствии с алгоритмом);• «Лесенка-чудесенка» - развитие  зрительных функций прослеживания и фиксации посредством тест-объекта («птички летают – глазки догоняют»);     Далее путешествие детей  с Совушкой-совой продолжается на розовой страничке, где упражнения по развитию зрительного восприятия предлагаются в комплексе с упражнениями по развитию мелкой моторики, активизации различных  сохранных анализаторов:• активизация слухового анализатора – музыкальная игра «Кто как поет?»; • тактильно-кинестетическое обследование – «Наряды от модельера щегла» (выполнение аппликаций из тканей разной фактуры);• развитие мелкой моторики – «Укрась Совушку-сову» (выполнение шнурования разноцветными нитями);• активизация зрительного анализатора посредством упражнений с контурными и силуэтными изображениями – «Теневое лото», «Определи птиц по контуру», серия карточек «Птицезнайка» («Найди отличия», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний»).     Коррекция зрительных функций сопровождается эффективным развитием познавательных функций  детей. Ребенок   самостоятельно собирает нужную информацию; структурирует большой объем данных. Например, обследуя рельефные изображения деревьев и птиц, дети совершенствуют знания о зимующих и перелетных птицах.     Следующий этап путешествия – «Зеленая страничка». Здесь «птички-сестрички» предлагают выполнить комплекс релаксационных упражнений. Зеленая цветовая гамма способствует расслаблению зрительных и психических функций. Снятие зрительного напряжения чередуется с упражнениями по тренировке глазодвигательных мышц. Например, упражнение «Птичьи тропинки» (рельефные лабиринты из нитей) можно выполнять как с открытыми, так и с закрытыми глазами.   На каждой цветной страничке у Совушки-совы есть дупло с секретом: забавные зрительные и пальчиковые гимнастики в соответствии с конкретной тематикой.   Важно, что визиобук является многофункциональным коррекционным пособием.    Визиобук – это эффективное средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании визиобука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Детей увлекает постоянная новизна занятий: встреча с птицами переходит в процессе путешествия в дальнейшее знакомство с транспортом, архитектурой, одеждой, мебелью и т.д. Дошкольники  в увлекательной форме обогащают свой социальный опыт.      Работа над созданием визиобука учит ребенка обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого развиваются его творческие способности, и у ребенка с нарушением зрения  поддерживается интерес к обучению.      Визиобук – это новая идея, форма педагогической деятельности, интересная дошкольникам и эффективно решающая образовательные, воспитательные и коррекционные задачи в соответствии с ФГОС.
20 сентября 2021 в 00:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.